Медицинский центр Назаралиева: лечение алкоголизма и наркомании

Святое Место Третьего Тысячелетия

Аэрофлот.

Три грандиозных холма и долина между ними. Центральный холм издревле именуется Горой Освобождения. Странное, мистическое место...

Это место находится на стыке цивилизаций, на пересечении древних дорог, в предгорье Бишкека, столицы Кыргызстана. В этом месте, по преданиям, холмы становились горами, уходя на Восток мощными окреп­шими грядами. Здесь начинается Тянь-Шань. На этом стыке великой равнины и воинственных гор высится Гора Освобождения, ставшая в наши дни местом покаяния и памяти жертв наркомании.

Шелковый путь и великие воины

Пересекая Памир, шла в Фергану и казахские сте­пи самая знаменитая магистраль древности - там про­легала северная дорога Великого Шелкового пути. Зна­менитые купцы во главе длинных верениц караванов из запряженных мулов и верблюдов, несших на себе терп­кие специи, восточные сладости, утонченные китай­ские шелка, ремесленники со своим скарбом, переби­равшиеся в лучшие города, мыслители и путешествен­ники, землепашцы, стремительные кочевники, лихие разбойники - многочисленные странники Востока проходили у подножия Горы Освобождения. Еще тогда, в древние времена, здесь была из камня выложена тро­па наверх. Там, наверху, росли кусты дикого боярыш­ника, сохранившиеся и по сей день. Палящее солнце иссушило их, ветра подточили их основания, и они, борясь за свое выживание, словно из последних сил впи­лись корнями в почву.

В 329 году до н.э. войска Александра Македонского, ве­личайшего завоевателя Древнего мира, вторглись в Сред­нюю Азию. Именно в этой долине проходил знаменитый авангард армии Александра во главе с его сподвижником и талантливым полководцем Кратером. Недалеко от этих мест Македонский воздвиг город-крепость - Александрию Эсхату. Отсюда он продолжал гнать своих верных воинов на восток, одержимый идеей создания Великой Империи.

Здесь пролегали военные маршруты следования вели­кого и сурового воина Тамерлана, сокрушителя цивилиза­ций, покорителя народов. Неподалеку отсюда, в 1405 г., 69-летнего эмира подкосила болезнь и он скончался, оста­вив после себя обширную империю, простиравшуюся от Закавказья до Индии.

В долине, под Горой Освобождения, молились отшель­ники - сперва язычники в своих ритуалах в дыму жерт­венных костров возносили к небу молитвы, позднее здесь совершали свой намаз магометане, прося Всевышнего о благодатном дожде, об избавлении от неизлечимой болез­ни, о прекращении томительного голода или мора.

История умалчивает, в каком веке уже нашей эры на­звание Горы закрепилось за этим местом. Однако оно пропитано историей, мистикой, «заряжено» энергетиче­ски, намолено. Шутка ли - не одно тысячелетие Гора была свидетелем многочисленных событий древности.

Модель цивилизации

Сейчас здесь тихо. В этой тишине слышится дыхание вечности. Когда поднимаешься по склону горы к кустам старого дикого боярышника, тишина становится вязкой, словно вливается в уши. В предгорье давление всегда вы­ше - но особенное оно именно в этом месте. Проходишь сто метров - и ты словно ушел в другое измерение, слов­но за тобой бесшумно закрылся пневматический портал в настоящее, в суету и мелочные распри, и ты смотришь на этот мир через невидимое толстое стекло. А он, такой ма­ленький, остался там, внизу. Вдалеке раскинулся город. Слегка видны очертания кучных многоэтажек и дымных труб производств, пачкающих небо. И ты вдруг понима­ешь философию этого места - это модель цивилизации, точная схема человечества с его прошлым и будущим.

Ветер тихо гудит меж раскаленных камней. Облака пол­зут и оставляют печальные тени. Древняя, вымощенная камнем тропа, уводит наверх. Наверху иссохшие кусты ди­кого боярышника приютили на своих ветвях кусочки тка­ни. Такова традиция Востока. В любом святом месте ставят свечи либо завязывают кусок ткани и как бы разговарива­ют с Всевышним, прося о помощи. Просьбы бывают самые разные - чтобы Господь послал ребенка и чтобы сын вер­нулся живым с войны. Здесь же, на Горе Освобождения, на рубеже тысячелетий, просьба у всех одна - покончить с наркоманией. Так уж сложилось. Так уж повелось.

Ритуал на горе освобождения

Тысячи ленточек треплются на ветру, мокнут под до­ждем и высыхают под палящими лучами азиатского солнца. Каждая ленточка - отдельная судьба наркомана. Кто-­то завязал кусок ткани, дабы бросить убивающую привыч­ку, «завязать». Кто-то завязал за сына, за дочь, чтобы те из­лечились. Кто-то - за весь свой род, дабы никто никогда не познал ад зависимости от наркотика. Так уж повелось ...

Во время лечения в клинике доктора Назаралиева пациенты участвуют в обширной модернизированной реабилитационной программе: отдыхают на озере Иссык-Куль, поднимаются на вертолете в горы Тянь-Шаня, посещают уникальную соляную пещеру на высоте 4 000 м, участвуют в сафари на внедорожниках.

Внизу, по странному стечению обстоятельств, за гор­ным ручьем, в долине, располагается просторное здание, обрамленное плакучими ивами. Это - клиника человека, положившего свою жизнь на борьбу с наркоманией. Чело­века, объединившего технологии запада с восточной муд­ростью. Имя его - Женишбек Назаралиев. После много­летних наблюдений врачи клиники приняли решение включить в лечебный курс обязательное прохождение Ри­туала на Горе Освобождения. Теперь в начале лечения ка­ждому наркоману доктора дают камень. Пациент хранит его у себя в палате, пытается общаться с ним, сживается с ним. В финале лечения во время прохождения Ритуала он поднимается с камнем, символизирующим болезнь, в гору, преодолевая ступень за ступенью. Это - своего рода пси­хотерапевтический «тест». Камень чрезвычайно тяжелый, а организм наркозависимого ослаблен - тем не менее он должен самостоятельно занести его наверх и оставить там. Сбросить со своих плеч гнет наркомании, «снять камень с души». Сегодня на верхней точке каменной тропы высится огромный рукотворный курган из таких камней.

ps: Тайна - манит. Неведомое - удивляет. А под Бишкеком, на окраине села Беш-Кунгей, есть проход в мир иной. И там каждый день, каждый час происходит жестокое сражение сил Зла с силами Добра. Там открыт портал, и человек, который волею злых судеб пристра­стился к наркотикам, кладет на Вселенские весы свою судьбу. В конце ХХ века древний Ритуал включен на науч­ной основе в программу лечения наркомании как часть научно-клинического метода. Видимо, действительно, как говорит доктор Назаралиев, одной медициной без духов­ности справиться с наркоманией невозможно. Произош­ло соединение науки и трансцендентного, подтверждая тем самым название таинственной горы, данное предка­ми тысячи лет назад - Горы Освобождения.

Надежда и вера заставляет приезжать сюда русских и американцев, канадцев и французов, поляков и немцев. Приезжать за своим спасением.

Андрей КРАСНОВ