Автор: А.М. Демильханова, А.Ф. Желонкина
Жил-был человек, любивший ходить каждый год в день своего рождения на ипподром. Целый год он копил деньги ради только одной ставки в свой день рождения. И он проигрывал и проигрывал год за годом. Но надежда всегда возрождалась снова и снова! Каждый раз, когда он уходил с ипподрома, он решал никогда больше сюда не приходить... но целый год - это такой долгий срок! Несколько дней он помнил о своем решении, а потом надежда снова осеняла его. "Кто его знает, - рассуждал он, - может, в этом году у меня есть шанс разбогатеть, так отчего ж не попытаться еще разок?"
К тому времени, когда пришел очередной день его рождения, он снова собрался на ипподром. Это был его пятидесятилетний юбилей, и он подумал: "Я попытаюсь вложить в это всю душу, все, что имею".
Поэтому он продал все свое имущество, собрал небольшое состояние - все, что заработал за все свои пятьдесят лет, все, что только у него было - и решил: "Так или иначе, теперь все решится. Или я стану нищим, или императором; хватит быть посередине - ни то, ни се; достаточно!"
Он подошел к витринам и, прочитав имена лошадей, обнаружил лошадь по имени Адольф Гитлер. "Это не может не сработать, - подумал он. - Такой великий человек, такой победоносный, он припугнул весь мир. Эта лошадь наверняка ужасно сильная и быстрая". Поэтому он поставил на нее все; ну и, понятное дело, проиграл - как проигрывают все те, кто ставит на Гитлеров. Теперь ему некуда было даже пойти, ведь он проиграл и собственный дом. Ему не оставалось ничего, кроме как покончить с собой.
Поэтому он пришел на обрыв и собрался броситься вниз и покончить со всем этим. Он уже изготовился к прыжку, когда внезапно услышал голос, и он не смог бы сказать, шел ли этот голос извне или изнутри. "Остановись! - велел ему этот голос. - В следующий раз я укажу тебе имя победителя - сделаешь еще одну попытку. Не совершай самоубийства".
В нем возродилась надежда, он вернулся в город. Весь год он тяжело трудился, ибо ему предстояла победа, которой он добивался всю свою жизнь. Мечте пришло время сбыться. Он работал день и ночь, и ему удалось неплохо заработать за этот год. Потом, с трепещущим сердцем, он добрался до окошка букмекера и подождал. "Отлично, - услышал он голос, - выбери эту лошадь, Черчилля". Не споря, не пытаясь возражать, без единой мысли, совершенно не обращаясь к голосу разума, он поставил все, что у него было, - и выиграл. Черчилль пришел первым.
Он вернулся к окошку, и подождал. "А теперь поставь на Сталина", - посоветовал ему голос. Он снова поставил все. Сталин пришел на голову впереди всех. Теперь у него было целое богатство.
В третий раз он подождал совета, но голос сказал: "Довольно".
"Заткнись, я выигрываю, - возмутился он, - взошла звезда моей удачи, и никто сейчас не сможет обыграть меня". Он выбрал Никсона, - и Никсон пришел последним.
От его богатства ничего не осталось, он снова стал нищим. Стоя там, он бормотал себе под нос: "Что же мне теперь делать?"
"Вот пожалуй теперь, - посоветовал ему голос, - тебе действительно стоит пойти на утес и прыгнуть!"
В названии нашего доклада звучит такое слово как «интровертированность», поэтому мы естественно обратились к Карлу-Густаву Юнгу.
Как известно, интроверсия и экстраверсия представляют собой черты характера, свойственные темпераменту или даже конституции индивида. Интроверсия представляет собой обращенность человека внутрь себя, в то время как экстраверсия – это обращенность во вне. И то и другое – это установки личности, которые могут быть сознательными и бессознательными. Здесь мы подходим к одной из фундаментальных идей Юнга – идее баланса, единства.
Чем сильнее и самостоятельнее становится сознание, а с ним и осознанная воля, тем интенсивнее бессознательное вытесняется на задний план. В этом очень большая опасность.
Мудрый китаец сказал бы словами "И Цзин", что когда ян входит в наибольшую силу, в его глубине рождается темная власть инь, ибо ночь начинается в полдень, и ян разбивается, превращаясь в инь.
Точно так же интроверсия-экстраверсия. Сознание всегда стремится подавить бессознательное. Современный «западный», а тем более «советский», человек ориентирован экстравертно. Как пишет Юнг, мы сомневаемся именно в том, что кажется таким очевидным Востоку, а именно – в способности интровертированного ума к самоосвобождению. В философии же востока экстраверсия воспринимается как обольщение чувственным, как существование в сансаре, как подлинная суть цепей ниданы, прямым и наивысшим проявлением которой выступает вся бездна человеческих страданий. Согласно учению Будды, вся жизнь – страдание, есть причина страданий, это наши желания, есть состояние освобождения – НИРВАНА, и есть путь к нему.
Интроверсия ведет к своеобразным внутренним процессам, которые изменяют личность. Интровертная установка придает первоочередное значение не внешнему миру (миру сознания), а субъективному фактору (на фоне которого разворачивается сознание).
То, что в востчной философии называют "умом", соответствует скорее "бессознательному", нежели "уму" в обычном понимании, который более или менее тождественен сознательности. Сознательность же для современного человека немыслима без Я. Она равнозначна соотнесенности содержаний с Я. Если не существует Я, то нет и того, кто мог бы что-то осознать. Поэтому Я необходимо для процесса сознавания. Напротив, восточному складу ума совсем нетрудно представить себе сознание без Я. Сознание там считают способным выходить за пределы Я-состояния; а в "высшем" состоянии сознания Я и вовсе исчезает.
Фрейд, сказав, что Я – это "единственное гнездилище страха", выразил тем самым очень верную и глубокую интуицию. Страх перед самопожертвованием таится внутри и за спиной любого Я, ведь этот страх – не что иное как часто лишь с трудом подавляемое требование бессознательных сил получить полное господство.
Необходимо отметить, что понятие Я, о котором мы сейчас говорим, можно обозначить как Эго.
По мнению Ошо, есть три уровня вашего существа: тело, разум и собственно «я», а за этими тремя — ваше не-я. Поэтому для эго есть три возможности утвердить себя. Оно утверждает себя либо на уровне тела: красивое тело, сильное тело, «у меня наиболее привлекательное тело». Кто-то королева красоты, мисс Вселенная, а кто-то Мухаммед Али, величайший мужчина, «мистер Космос». Если оно утверждается на уровне тела, оно становится животным. Когда Эго отвергается на этом уровне, оно начинает утверждаться на другом уровне — на уровне ума.
******Все ваши борцы, знаменитые борцы, не что иное, как наибольшее приближение к своей животной части, поэтому, когда вы видите тело «мистера Космос», вы можете это почувствовать: он выглядит скорее как животное, чем как человеческое существо. Конечно, он очень силен физически. Его эго утверждается на этом пути. Он будет очень агрессивен, жесток, склонен к насилию. Он будет очень сексуален, примитивен, несознателен, он будет походить больше на робота, машину. У него нет какого бы то ни было сознания. Вся его жизнь в том, чтобы есть, пить и иметь полового партнера. Он будет жить на очень примитивном уровне. Против этого цивилизации, против этого культуры. Они говорят: «Эго нехорошо, отбросьте эго». Они продолжают учить каждого ребенка, который родился на этой земле: «Отбрось эго. Перестань быть агрессивным, перестань быть насильником. Не будь жесток, будь добр, симпатичен»****
На уровне ума эго становится знанием, способностью к познанию, деньгами. Если вытеснить Эго ребенка с первого уровня, он станет эгоистичным на втором: тогда он будет бороться за золотую медаль в университете, чтобы стать более знающим, чтобы стать первым в университете. Он становится агрессивен скорее ментально, чем физически. Спортсмен живет на первом уровне, а учащийся — на втором.
*****Деньги выше, чем сексуальность, поэтому те люди, которые начинают интересоваться деньгами, забывают о сексе: им секс больше не интересен. Вся их сексуальность становится ориентированной на деньги... или власть, политику, амбицию. Те люди, которые становятся политиками, очень амбициозны по отношению к власти. Ради нее они могут пожертвовать сексом, терпимостью, — они могут принести в жертву все.
Они могут жертвовать на первом уровне, потому что им нужны все энергетические способности на втором уровне. Поэтому они устраняются на первом уровне и их эго утверждается на втором. Все культуры построены на этом. Действительно, все культуры используют эго как технику.
Вы можете наблюдать это в университетах: те студенты, которые занимаются спортом, слабы, когда дело касается умственных способностей, а те студенты, чей ум очень ясен и изобретателен, слабы физически. Учащийся будет иметь слабое тело, носить очки с раннего возраста: он будет стариком, даже если молод по годам. На физическом уровне его эго исчезло; он не может воевать, но может спорить. Его борьба теперь развивается как спор. Он может дискутировать и спорить, потому что нашел прекрасный инструмент, чтобы быть агрессивным и успешно конкурировать с другими. Он не станет борцом-атлетом, — он будет адвокатом, он будет жить, опираясь на аргументы, на свое знание. Скажите что-нибудь против его знаний, — и он готов бороться. Конечно, его борьба будет состоять из слов, будет вербальна. Если вы воюете с помощью тела, он назовет это жестоким, примитивным, животным, а если вы воюете на уровне слов, языка и логики, он скажет, что это цивилизованная борьба... но и здесь утверждается то же самое эго, только на втором уровне.*********
Если вытеснить Эго со второго уровня, оно утверждается на 3 – уровне Я. Религии зависят от вытеснения на втором уровне. Здесь человек получает магические способности и знания.
*****Религии зависят от вытеснения этого второго уровня эго. Цивилизация зависит от первого вытеснения: вытеснить эго с физического уровня, чтобы оно утверждалось на уровне ума.— так, чтобы эго начинало утверждаться на третьем уровне — на уровне « я », на уровне «самости». Поэтому религии говорят: образование — ничто, политика — ничто, деньги — ничто, стать великим артистом — ничто, стать великим романистом, писателем — ничто. Тогда в чем же действительная сила? Действительная сила — сиддхи. Если вы можете творить чудеса; если вы касаетесь больного человека и он выздоравливает; если вы касаетесь мертвого тела и труп оживает, — тогда у вас есть кое-что. Если вы можете создавать вещи из ничего, если вы становитесь волшебником, тогда у вас есть кое-что. Поэтому религии вытесняют эго на втором плане, и тогда оно утверждается на третьем. **
Эго должно исчезнуть со всех уровней. Необходимо понять, что оно не может найти другого способа для своего существования, то есть не может найти другого прибежища для своего бытия. Когда эго исчезает полностью, когда для него нет способа утвердить себя, то вас нет — в том смысле, что вы есть, но вы впервые в новом качестве. Теперь вы не существуете больше как индивидуальность — вы целое.
Нужно следовать за эго внутрь своего существа от тела до ума, от ума до собственно «я». Нужно последовать и увидеть все потайные места. Если вы познали все возможности утверждения эго, тогда при этом полном понимании, при полном осознании эго исчезает.
Когда эго исчезает, ваше тело становится иным, ваш ум становится иным, ваше «я» становится иным. Когда исчезает эго, происходит многое. Прежде всего, вы не отождествляете себя со своим телом. Вы пребываете в теле, но вы не тело. Когда исчезает эго, вы больше не отождествляете себя с умом. Вы пользуетесь умом, ум становится инструментом, — прекрасным инструментом, но вы не отождествляете себя с умом. Когда исчезает эго, вы используете личность, но вы не отождествляете себя с личностью тоже. Вы остаетесь индивидуальностью: вы ходите, живете как индивидуальность, но непрерывно осознаете, что волны — лишь видимость, а реален океан, что «я» — просто волна, Бог есть океан, Дао есть океан.
Ошо так изложил процесс индивидуации. Индивидуация по Юнгу – это процесс развития самости, который неразрывно связан с интровертированностью.
Чтобы понять взросление, наблюдай дерево. По мере того как дерево растет вверх, его корни растут все глубже вниз. Есть равновесие – чем выше поднимается дерево, тем глубже опускаются корни. Не бывает дерева в пятьдесят метров высотой и с небольшими корнями; они не смогут поддержать такое гигантское дерево. В жизни взросление означает, что ты растешь все глубже вовнутрь самого себя – именно там твои корни.
Религия, психотерапия, йога, медитация – это все методы интровертированности.
ПСИХОТЕРАПИЯ Психоанализ Фрейда возвращает сознание пациента во внутренний мир детских воспоминаний, к вытесненным из сознания желаниям и влечениям. Его техника это логическое развитие исповеди, искусственная интроверсия, нацеленная на осознание бессознательных компонентов субъекта. Метод аутогенной тренировки, предложенный профессором Шульцем, сознательно сочетается с йогой. Главная цель здесь – сломать перегородки сознания, которые служат причиной подавления бессознательного. Метод Юнга, подобно фрейдовскому, основывается на практике исповеди. Но если для Фрейда бессознательное представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все, что несовместимо с сознанием индивида, для Юнга бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру.
МЕДИТАЦИЯ Медитация это просто странный хирургический метод, который отсекает тебя от всего, что не твое, и сохраняет только твое подлинное существо. Она сжигает все остальное и оставляет тебя обнаженным перед солнцем и ветром. Ты словно первый человек, который спустился на землю – который ничего не знает, который должен открыть все заново, который должен быть искателем, которому предстоит пуститься в паломничество.
Жизнь должна быть поиском – не желанием, но поиском; не амбицией стать тем или другим, президентом или премьер-министром, но поиском, попыткой найти: «Кто я?». Очень странно, что люди, которые не знают, кто они, пытаются кем-то стать. Они даже не знают, кто они в это самое мгновение! Они не образованны в отношении своего существа – но у них есть цель становления.
Медитация принесет тебе великое молчание – потому что весь мусор знания уйдет. Мысли это тоже часть знания... безмерное молчание, и ты удивлен: это молчание – единственная возможная музыка. Мы не беспокоимся о наружном. Наружное неважно. Важно то, что внутри – океан молчания. В этом океаническом состоянии тело принимает определенную позу.
Как говорится в «Бардо Тходол», познавая пустотность собственного ума в качестве природы будды и рассматривая таковую в качестве собственного сознания, ты пребываешь в состоянии божественного ума Будды. Твое собственное сознание – светящееся, пустотное и неотличное от Великого Тела Сияния, не рождается, не умирает, а есть Неменяющийся Свет – Будда Амитабха.
Поэтому Кришнамурти не устает повторять, что, если наблюдатель стал наблюдаемым, вы - в медитации.
Будда достиг этой пустоты, этого небытия. Две недели, в течение четырнадцати дней без перерыва, он сидел в безмолвии, неподвижно, молча, не делая ничего.
Говорят, что даже божества встревожились - очень редко случается, чтобы кто-нибудь стал такой абсолютной пустотой. Все его существо ликовало, и тогда божества явились. Они поклонились Будде; и они сказали: "Ты должен прервать молчание, рассказать, чего ты достиг". Говорят, Будда засмеялся и ответил: "Ничего я не достиг; наоборот, из-за этого ума, который вечно старается чего-нибудь достичь, я все и упускал. Я ничего не достиг, это не достижение; как раз наоборот - достигающий исчез. Меня больше нет, и, заметьте, как это прекрасно, - когда я был, я был несчастен, а когда меня не стало, все - обратилось в блаженство: блаженство изливается и изливается беспрерывно на меня, вокруг меня, повсюду. И теперь исчезло страдание".
Цель всех методов интровертированности одна - центр тяжести смещается от Я к самости, от человека – к богу, что должно означать исчезновение Я в самости, а человека – в боге.
В восточной философии самость как исток души неотличима от бога и в той мере, в какой человек существует в собственной самости, он не только содержится в боге, но и есть сам бог. Можно также понимать самость как "высшее благо", совершенную, желанную цель, «не-Я».
Если рассматривать самость как высшее проявление душевной целостности (т.е. как тотальность сознания и бессознательного), то фактически она предстает в качестве чего-то вроде цели психического развития, и притом помимо любых сознательных суждений и ожиданий. Это содержание процесса, который, как правило, протекает даже вне сознания и обнаруживает свое присутствие лишь через своего рода дальнодействие на него.
Достигнуть самости «сразу», даже используя методы йоги, невозможно. Йога – это освобождение сознания от всякого порабощения, отрешение от субъекта и объекта. Но так как мы не можем отрешиться от того, что является для нас бессознательным, надо для начала выяснить, что человек собой представляет как субъект. Нельзя забывать, что сознание и бессознательное взаимосвязаны. Техника йоги применима исключительно к сознательным уму и воле. Это будет иметь успех лишь в том случае, если бессознательное не обладает заслуживающим внимания потенциалом; иначе говоря, если в нем не содержится значительная часть личности. В противном случае сознательные усилия останутся тщетными. Юнг предостерегает, что посредством подавления и контроля над бессознательным никакого видения не добьешься – тем более путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями. Ничто не должно насильно навязываться бессознательному.
То есть, прежде чем применять методы «избавления» от Я, необходимо это Я вырастить. У большинства пациентов нашей клиники недотаточно сформировано представление о собственной личности, я-концепция, или образ Я.
Чжуан Цзы Управляющий людьми живет в смятении;
управляемый людьми живет в печали.
Поэтому Дао не желало
ни влиять на других,
ни быть подвластным их влиянию.
Путь избавления от смятения и печали -
жить с Дао в стране пустоты.
Если человек переплывает реку,
и пустая лодка сталкивается с его лодкой,
то, даже если он дурного нрава,
он не станет сердиться.
Но, увидев в той лодке человека,
он крикнет ему, чтоб тот получше правил.
И, если крик его не услышан, он крикнет
вновь, и еще раз, и начнет сыпать проклятиями -
а все оттого, что там, в лодке, кто-то есть.
А все же, будь лодка пуста,
он бы не орал
и даже не сердился бы.
Если ты можешь опустошить собственную лодку,
плывя через реку жизни,
никого не будет против тебя,
никто не станет причинять тебе вред.
Прямое дерево срубят первым,
вешние ручьи раньше всех пересохнут.
Если ты желаешь преумножить свою мудрость
и устыдить невежество,
приобрести репутацию и затмить других,
то свет будет сиять вокруг тебя,
будто ты поглотил луну и солнце -
и не миновать тебе беды.
Мудрец заметил:
"Довольный собой
трудился зря.
Достижение - начало неудачи,
слава - начало позора".
Кто способен, отказавшись от славы и достижений,
спуститься затем и затеряться
средь человеческих толп?
Тот будет плыть, как Дао, невидим,
ходить свободно повсюду, словно сама жизнь,
без имени и без дома.
Тот прост, неприметен.
С какой стороны ни глянь - дурак.
За ним не остается следов. Он не обладает властью.
Он ничего не достигает, слава минует его.
Поскольку он не судит,
не судят и его.
Таков совершенный человек -
его лодка пуста.