Автор: А.Ф. Желонкина
Молчание как способ абстрагирования от окружающего мира путем прекращения вербального общения используется в различных вариантах для восстановления внутренних сил организма при болезни, при отдыхе после значительных физических или эмоциональных нагрузок, при совершении различных ритуалов. Отдых при мышечной релаксации и молчании позволяет стабилизировать физиологические функции организма, приведенные физическим напряжением или эмоциональным стрессом в гиперреактивное состояние, проанализировать предыдущие действия, что помогает спланировать последующие действия и принять решение.
Известно, что молчание как средство против душевного разлада широко использовалось в древности. В Древнем Египте жрецы обучали своих адептов техникам молчания (1). Пифагор (VIв до н.э.) считал, что молчание - высшее состояние духа по сравнению с речью (2) Молчание в его философской школе являлось необходимым инструментом обучения основному – слушать не только все, что вокруг, но и слушать самого себя, обрести спокойствие (3). «Обет молчания» мусульманских и христианских отшельников, монахов, длящийся годами, помогает слиться с природой, погрузиться в окружающий мир. Такое молчание при добровольном одиночестве приносит в душу, как утверждают источники, покой и гармонию.
Московский психотерапевт Г.В. Тимошенко показала, что введение в психологическую практику «активного молчания», является действенным лечебным средством. При различных заболеваниях человек предпочитает побольше молчать, приводя в норму свое душевное состояние. «Особенно хорошо помогает этот метод при гипертонической болезни, различных видах головной боли, вегетососудистой дистонии, сотрясении головного мозга, сердечно-сосудистых заболеваниях, депрессиях, язвенной болезни желудка и другой психосоматической патологии. Нахождение в состоянии молчания от трех суток до месяца и больше «придает чувство необыкновенного покоя и гармонии с миром» (4). Нам известно, что молчание используется в процессе лечения в некоторых наркологических Центрах путем изоляции больного на несколько суток в отдельную закрытую больничную палату.
Учитывая широкие возможности молчания, мы включили в лечение наших больных психотренинг «Молчание» в качестве составной части разрабатываемого нами психотерапевтического метода Таштар-Ата. По окончании курса лапидопсихотерапии (5) перед заключительным этапом лечения (СЭПТ или паломничеством) больной проводит 48-72 часа один в юрте молчания, на Горе Спасения Таштар-Ата, которая является местом покаяния и памяти жертв наркомании.
Мы полагаем, что в приложении к нашей методике лечения, молчание – это психобиофизиологическое состояние организма, способное своим воздействием изменить сложившуюся в результате наркотизации картину внутреннего Я, провести коррекцию реакций организма на восстановление внутренних физических и духовных сил организма для достижения полезного результата – принятия решения, катарсиса и накопления энергии.
Очевидно, что биологические и физиологические процессы в организме тесно связаны с психическим состоянием организма и оказывают взаимное влияние друг на друга. Состояние биологических и физиологических процессов определяется воздействием извне (характером питания, принимаемых лекарственных препаратов, эмоциональными воздействиями, природными факторами), а вместе с психическим состоянием они определяют и общее состояние организма. Любые внешние воздействия, в том числе и химических веществ, и, особенно, поступающих в организм психоактивных, определяют состояние психики. С другой стороны, стрессовые, психические реакции организма изменяют функционирование внутренних органов. Тревога, беспокойство, предполагаемые возможные проблемные ситуации в будущем, другие объективные и субъективные причины отражаются на общем состоянии больного, для коррекции которого необходимо какое-то воздействие, ведущее к положительному результату. Таким воздействием и является молчание.
Цель проводимой психотерапии больного наркоманией, в том числе и цель психотренинга «Молчание» – переориентировать мотивацию больного на негативное отношение к наркотику. Больной, поступивший в МЦН, расценивается не как хронически больной (по крайней мере, при первой и второй стадии заболевания), а как человек с наркотической проблемой, устраняемой психотерапевтически и могущей стать в его жизни лишь негативным эпизодом. В течение всего периода нахождения в клинике усилия лечащих врачей и психотерапевтов направляются на осознание больным причин внутренней картины заболевания.
Задачи аутотренинга молчания:
погружение в мир собственных переживаний;
определение отношения больного к собственной болезни;
катарсис (переживание чувства вины по отношению к себе и близким);
планирование будущего;
накопление психической и физической энергии.
Показания к проведению психотренинга молчания:
-желание больного после купирования абстинентной симптоматики провести аутотренинг молчания,
-закрепление выработанной мотивации на негативное отношение к наркотической интоксикации.
Противопоказания.
Абсолютные:
-некупированная абстинентная симптоматика,
-выраженная депрессия,
-эндогенный процесс,
-истерические расстройства личности в стадии декомпенсации,
-выраженные изменения личности,
-энцефалопатия с дементым синдромом,
-эпилепсия.
Относительные:
-субкомпенсированная соматическая патология,
-мотивированный отказ больного пройти эту процедуру (требует выяснения причин и возможной переориентации больного).
Во время подготовки больным разъясняется цель молчания и способ его проведения. Больной перед выключением вербального общения должен знать, «о чем он будет молчать», а кому-то из пациентов потребуется разъяснение, «как молчать». При этом пациент должен обучаться элементам техники вхождения в трансовое состояние и медитации, которые смогут ему потребоваться при аутотренинге молчания, а также навыкам рефлексии.
Что же происходит при прекращении словесного общения?
Во время молчания создается мощная ситуация напряжения через актуализацию и осознание внутриличностного конфликта. Молчание в юрте стимулирует внутренние переживания, активирует мыслительные процессы и позволяет сформировать определенную мотивацию на окончание курса лечения и утвердить план своих последующих действий в социуме, а также определить отношение к проблеме, приведшей его в наркологическую клинику.
Аутотренинг Молчания имеет, вероятно, свою фазность, продолжительность которой индивидуальна (модификация схемы Г.Тимошенко):
1). инерционная фаза: первые часы (сутки) проведения аутотренинга молчания больной живет по инерции, в голове крутятся последние события, он мысленно с кем-то спорит, что-то планирует. Но организм уже отдыхает.
2). тревожная фаза. Через какое-то время возникает и нарастает тревога, что-то хочется сказать вслух.
3). фаза релаксации. Принятие решения. «Все уложилось по полочкам». По окончании первых суток молчания мысли упорядочиваются. Больной начинает с удовольствием обходиться без речи.
Технология проведения психотренинга. Направление на "Молчание" проводится по окончании интенсивного периода лечения, желательно, на этапе завершения лапидопсихотерапии. Общий план проведения тренинга включает в себя подготовительный этап, когда проводится предварительная психологическая диагностика с анализом личностных характеристик и выявлением показаний и противопоказаний к проведению этого вида психотерапии. На основе полученных результатов лечащий врач и психолог вырабатывают тактику проведения психотренинга «Молчание».
На первых сеансах курса лапидопсихотерапии во время экскурсии на Гору больной знакомится с легендой, связанной с этой горой. А затем пребывание на горе приобщает больного к легенде, к людям, которые были здесь до него, он приобщается к идее очищения, освобождения от наркотика.
Находясь в молчании, больной не изолируется в замкнутом пространстве юрты и не находится в состоянии бездействия. Он имеет возможность выйти из нее, совершить терренкур, продолжить разговор с «камнем души», выразить свои мысли на бумаге в виде записей или рисунков, выполнить комплекс физических упражнений, заняться медитацией. Жесткий распорядок дня отсутствует. Больной решает сам, как провести время нахождения в «юрте молчания».
Выход из аутотренинга проводится в соответствии с планом. Под контролем инструктора-психотерапевта больной, покинув юрту, совершает ритуал Освобождения и переводится в реабилитационное отделение. Анализ результата "Молчания" осуществляется психотерапевтом на основании данных, полученных при беседе с больным в первые 12 часов после ухода из юрты, а также записей, рисунков и других материалов, сделанных больным в юрте.
После завершения психотренинга «Молчание» пациент выбирает завершающий этап лечения: или паломничество, или СЭПТ (стресс-энергетическую терапию).
Если завершающей ступенью лечения выбирается паломничество, больной после окончания тренинга «Молчание» вместе с группой сопровождения выезжает в исходный пункт начала паломничества.
Как при подготовке к сеансу СЭПТ, так и при совершении паломничества молчание пролонгируется. После премедикации перед сеансом СЭПТ исключается контакт с другими больными, исключается чтение любой литературы, просмотр телепередач, прослушивание плейера и пр. Продолжающееся молчание приводит к дальнейшему накоплению эмоциональной и физической энергии, которая должна выплеснуться наружу при проведении сеанса СЭПТ. Это дает возможность усилить эффективность стресс-энергетической психотерапии.
При совершении паломничества аутотренинг Молчания пролонгируется во время движения по трассе, когда больной идет, поглощенный своими мыслями, готовясь к ритуалу Освобождения.